|
| |
Сообщение: 729
Зарегистрирован: 10.09.07
Репутация:
1
|
|
Отправлено: 14.03.11 02:19. Заголовок: Первый миланский пер..
Первый миланский период жизни и творчества: 1483 - 1499 Официально правителем Милана считался малолетний Джан Галеаццо Сфорца, но фактически правил его дядя, Лодовико Сфорца, по прозванию Моро. К его двору, как и ко двору Медичи, стекались поэты, гуманисты, ученые. Но характер ученой среды был несколько иной, чем во Флоренции. Здесь большим весом пользовались математические и естественные науки, в этом сказывалась близость Павийского университета.. 1483 Милан Леонардо да Винчи приглашен ко двору Лодовико Сфорца и зачислен в коллегию герцогских инженеров. Он выступает в Милане как военный инженер, архитектор, гидротехник, скульптор, живописец. Но характерно, что в документах этого периода Леонардо именуется сначала «инженером», а потом «художником». 1483-1486 Милан Картина "Мадонна в скалах" ("Мадонна в гроте"<\/u><\/a>) Леонардо да Винчи Мадонна в гроте Madonna of the Rocks 1483-1486 Масло на панели (перенесено на полотно) 199 x 122 см Лувр, Париж, Франция Louvre, Paris “Мадонна в гроте” – первое вполне зрелое произведение Леонардо – утверждает торжество нового искусства и даёт полное представление об исключительном мастерстве Леонардо. Икона была заказана монахами церкви имени св. Франциска в 1483 году. Совершенная согласованность всех частей, создающая крепко спаянное единое целое. Это целое, т. е. Совокупность четырёх изображённых фигур, очертания которых чудесно смягчены светотенью, образует стройную пирамиду, плавно и мягко, в полной свободе вырастающую перед нами. Взглядами и расположением все фигуры объединены неразрывно, и это объединение исполнено чарующей гармонии, ибо даже взгляд ангела, обращённый не к другим фигурам, а к зрителю, как бы усиливает единый музыкальный аккорд композиции. Взгляд этот и улыбка, чуть озаряющая лицо ангела, исполнены глубокого и загадочного смысла. Свет и тени создают в картине некое неповторимое настроение. Наш взгляд уносится в её глубины, в манящие просветы среди тёмных скал, под сенью которых нашли приют фигуры, созданные Леонардо. И леонардовская тайна, сквозит и в их лицах, и в синеватых расщелинах, и в полумраке нависших скал. Все различные элементы картины, казалось бы, противоречивые, сливаются воедино, создают впечатление целостное и сильное. “Мадонна в гроте” показывает овладение художником тем реалистическим мастерством, которое так поражало его современников. Картина предназначалась для украшения алтаря (оправой для картины являлся резной деревянный алтарь) в капелле Иммаколата церкви Сан Франческо Гранде в Милане. 25 апреля 1483 года члены братства Святого Зачатия заказали картины (центральная композиция – Мадонна с младенцем, боковые – Музицирующие ангелы) Леонардо, которому поручили выполнение самой важной части алтаря, а также братьям Амброджо и Эванджелиста де Предис. В настоящее время историки искусства придерживаются мнения, что оба холста на идентичный сюжет, из которых один хранится в Лувре, а другой – в лондонской Национальной галерее, являются вариантами картины, выполненными для одной и той же цели. Подписная Мадонна в скалах из Парижа (Лувр) первоначально украшала алтарь церкви Сан Франческо Гранде; возможно, она была передана самим Леонардо французскому королю Людовику XII в знак благодарности за посредничество в конфликте между заказчиками и художниками по поводу оплаты картин. Заменила её в алтаре композиция, ныне находящаяся в Лондоне. Впервые Леонардо смог решить задачу слияния человеческих фигур с пейзажем, постепенно занимавшую ведущее место в его художественной программе. 1487-1489 Милан Заметки, рисунки и чертежи, посвященные авиации. Разработка летательной машины, основанной на птичьем полете. Записи, посвященные «аэропланам» и «искусственным птицам»,. 1487-1490 Милан Леонардо принял участие в конкурсе на постройку тамбура Миланского собора, но не получил ни одобрения представленной им модели, ни заказа на руководство постройкой. В 1490 г. конкурс был возобновлен, но Леонардо не участвовал в новом конкурсе. Рисунки и заметки по строительной механике — по теории арок, куполов и сводов. 1487-1495 Милан Широкомасштабные анатомические исследования. 1488-1490 Милан Картина "Дама с горностаем" Леонардо да Винчи Дама с горностаем Portrait of Cecilia Gallerani (Lady with an Ermine) ок. 1488-1490 Масло на панели. 54.8 x 40.3 см (21 3/8 x 15 3/4 дюймов) Чарторский музей, Краков, Польша В середине 1480-х годов Леонардо написал картину Дама с горностаем (Краковский музей), которая, возможно, является портретом фаворитки Лодовико Сфорца Чечилии Галлерани. Контуры фигуры женщины со зверьком очерчены изгибами линий, которые повторяются во всей композиции, и это, в сочетании с приглушенными красками и нежным оттенком кожи, создает впечатление идеальной грации и красоты. Красота Дамы с горностаем разительно контрастирует с гротескными набросками уродов, в которых Леонардо исследовал крайние степени аномалий строения лица. (Энциклопедия «Мир вокруг нас») Один из миланских портретов, приписываемых Леонардо, - это Дама с горностаем, хранящаяся в Галерее Чарторыжских в Кракове, в Польше. Он представляет собой изображение хрупкой девушки с лёгкой улыбкой и проникновенным взглядом. Она держит на руках белого зверька, прижимая его тонкими и подвижными пальцами. Прозрачный чепчик, закреплённый под подбородком, подчёркивает нежность овала её лица. Простое ожерелье из тёмного жемчуга, окаймляя шею и спускаясь вторым овалом на грудь, где оно едва различимо на фоне квадратного выреза платья, составляет единственное украшение портретируемой. На лице выделяются два больших внимательно смотрящих глаза, нос, прямой и точёный, маленький рот с тонкими губами чуть тронут в уголках улыбкой. Чудесна также трактовка меха животного, изображённого с вытянутой лапкой; белый цвет шерсти отождествляет его с зимним горностаем, символом чистоты. Несмотря на некоторые сомнения по поводу идентификации модели портрета, многие сходятся на предположении, что здесь изображена Чечилия Галлерани, фаворитка Лодовико Моро до его вступления в брак. Сохранились свидетельства о том, что эта молодая особа была другом Леонардо, который, очевидно, выполнил её портрет при дворе Сфорца. Это произведение также переписано, что исключает возможность сабсолютной уверенностью считать его автором Леонардо. Однако хорошее состояние сохранности тех частей картины, на которых изображены лицо девушки и фигура горностая, обнаруживают высокое мастерство исполнения, не позволяя полностью оторвать портрет от круга Леонардо. «Дама с горностаем»- это бессмертная семнадцатилетняя Чечилия Галлерани. Дочь XV века. Лукавая чаровница. Фаворитка миланского дворца. Нежная и мудрая, стыдливая и фривольная, предстает она перед нами. Простая и сложная. Таинственно-привлекательная, с лицом почти статичным, она все же обладает магнетизмом необычайного, скрытого движения. Но что придает облику молодой дамы эту колдовскую живость? Улыбка. Она еле тронула уголки целомудренных губ. Притаилась в чуть-чуть припухлых девичьих ямочках у рта и, подобно зарнице, ответно блеснула в темных, расширенных зрачках, при крытых округлыми лукообразными веками. Вглядитесь пристальней в тонкие, одухотворенные черты «Дамы с горностаем», в её осанку, полную достоинства, в её строгую, но изящную одежду и перед вами мгновенно предстанет Ренессанс с его великолепными творениями гениальных мастеров искусств. Чечилия Галлерани. Она, как маленькая планета, отразила сияние жестокого, уродливого и прекрасного, неповторимого xv века. Картина «Дама с горностаем» или же иначе картина «Портрет Цецилии Галлерани» написана художником около 1490 года. Размер картины 54,8 x 40,3 см, дерево, масло. Портрет хранился долгие годы в музее Чарторыйских. В картине «Дама с горностаем» художник Леонардо да Винчи внес новое в прием объемной моделировки фигуры. Флорентийские мастера, у которых линейно-объемные элементы играли ведущую роль в их изобразительном языке, издавна славились четкой, подчас даже резкой пластикой своих образов. Леонардо да Винчи же не любил сильного прямого освещения, дающего слишком резкие тени и блики. Более всего, как известно из «Трактата о живописи» Леонардо да Винчи, художника увлекал свет в сумерках в пасмурные дни, когда лица приобретают особую интимную мягкость. Нечто от подобного освещения есть и в картине «Дама с горностаем», где свет содействует мягкой нюансированной моделировке лица и фигуры, но и сообщает образу Цецилии Галлерани ореол своеобразной романтической поэзии. Цецилия Галлерани (Cecilia Gallerani), в замужестве графиня Бергамино, одна из постоянных возлюбленных герцога миланского Лодовико Сфорца, мать его бастарда Чезаре, предполагаемая модель знаменитого портрета «Дама с горностаем» работы Леонардо да Винчи. Цецилия была одаренной и образованной женщиной, свободно говорила на латыни, прекрасно пела, музицировала и писала стихи на нескольких языках, отличалась изящным остроумием. Цецилия познакомилась с Леонардо да Винчи в замке Сфорца, как принято считать, в 1489 году он начал писать её портрет. Она приглашала Леонардо да Винчи на встречи миланских философов и литераторов, на которых обсуждалась история, естествознание и другие науки; Цецилия Галлерани лично председательствовала на этих встречах. У Леонардо сохранился черновик письма, предположительно адресованного Цецилии Галлерани и начинающегося: «Возлюбленная моя богиня…»; достоверно известно, что они были между собой на «ты», хотя в ту эпоху даже друзья и близкие родственники обращались друг к другу на «вы». Также по мнению многих исследователей творчества гениального художника картина «Дама с горностаем» явно насыщена эротико-сексуальной атмосферой. Опираясь на эти факты, историки искусства Эпохи Возрождения и исследователи живописи Леонардо склонны считать их связь интимной. Тем не менее, стопроцентной документальной достоверности того факта, что на портрете изображена именно дама Цецилия Галлерани не найдено. В 1492 году после свадьбы с Людовико ди Брамбилла, графом Бергамино, ей был подарен дворец Карманьола. Она родила мужу четырёх детей. После смерти мужа в 1515 году переехала в замок Сан Джованни ин Кроче в окрестностях Кремоны. Историограф Маттео Банделло описывает Цецилию Галлерани как покровительницу искусств; по другим свидетельствам, её салон признавался одним из первых в Европе. Как большинство образованных женщин своего времени, Цецилия занималась искусством и литературой лишь для собственного удовольствия. Она никогда не публиковала стихи и тексты, написанные ею. Цецилия Галлерани умерла в возрасте 63 лет и была погребена в часовне семьи Карминати в церкви Сан Заведро. Леонардо да Винчи Портрет неизвестной Portrait of an Unknown Woman (La Belle Ferroniere) 1490-1496 Масло на панели 62 x 44 см (24 1/8 x 17 1/8 дюймов) Лувр, Париж 1489 Милан Анатомические рисунки черепов ок. 1490 Милан Варианты проекта центрально-купольного храма. 1490 Милан Картина "Портрет музыканта" Портрет музыканта 1490-е годы. Пинакотека Амброзиана, Милан. Ренессанс. Картина «Портрет музыканта» начата художником Леонардо да Винчи на рубеже 90-х годов 15 века. Размер картины 43 x 31 см, дерево, масло. Авторство Леонардо да Винчи оспаривается; предполагается, что великий живописец начал работу, но в дальнейшем над портретом работал его ученик Амброджо де Предис, впрочем, картина «Портрет музыканта» так и осталась незавершенной. 1493 Милан Глиняная модель конной статуи Франческо Сфорца на городской площади. 1494-1498 Милан Проект орошения Ломеллины — бесплодной местности около Милана. Руководство постройкой канала Мартезаны. 1495-1498 Милан Работа над фреской "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи Тайная вечеря The Last Supper 1494 -1498 Масло и темпера на штукатурке. 460 x 880 см (179 3/8 x 343 1/4 дюймов) Санта-Мария дель Грация, Милан, Италия Из свидетельства Амморети следует заключить, что картина "Тайная Вечеря" была окончена в 1497 году. К сожалению, Леонардо да Винчи исполнил ее красками, из которых некоторые оказались очень непрочными. Уже через пятьдесят лет после окончания, картина, по свидетельству Вазари, находилась в самом жалком состоянии. Однако, если бы в то время можно было исполнить желание короля Франциска I, выраженное через шестнадцать лет после окончания картины, и, выломив стену, перевести картину во Францию, то, может быть, она сохранилась бы. Но этого нельзя было сделать. В 1500 г. вода, залившая трапезу, окончательно испортила стену. Кроме того, в 1652 г. была пробита дверь в стене под ликом Спасителя, уничтожившая ноги этой фигуры. Картина была несколько раз неудачно реставрирована В 1796 г., после перехода французов через Альпы, Наполеон отдал строгое предписание пощадить трапезу, но следовавшие за ним генералы, не обращая внимания на его приказ, превратили это место в конюшню, а впоследствии в складочное место для сена. Большой Энциклопедический Словарь Брокгауза и Ефрона Тайная вечеря копия (неизвестный автор 16 века) копия фрески Леонардо да Винчи The Last Supper (copy) “Тайная вечеря” — самое зрелое и законченное произведение Леонардо. В этой росписи мастер избегает всего того, что могло бы затемнить основной ход изображенного им действия, он добивается редкой убедительности композиционного решения. В центре он помещает фигуру Христа, выделяя ее просветом двери. Апостолов он сознательно отодвигает от Христа, чтобы еще более акцентировать его место в композиции. Наконец, в этих же целях он заставляет сходиться все перспективные линии в точке, непосредственно расположенной над головой Христа. Учеников Леонардо разбивает на четыре симметрические группы, полные жизни и движения. Стол он делает небольшим, а трапезную — строгой и простой. Это дает ему возможность сосредоточить внимание зрителя на фигурах, обладающих огромной пластической силой. Во всех этих приемах сказывается глубокая целеустремленность творческого замысла, в котором все взвешено и учтено..." В. Лазарев Полный текст читайте здесь<\/u><\/a> Марко де Оджионо Тайная вечеря копия фрески Леонардо да Винчи Marco d'Oggiono The Last Supper (copy) Diploma Gallery at Burlington House Об авторе: Марко д'0джионо (Marco d'Oggiono, ок. 1440—1530), ученик Леонардо. Ряд его произведений — в музеях Милана, в Лувре, в Лондоне, в Риме и др. Эта копия была сделана вскоре после окончания работы над фреской Леонардо да Винчи. Картиной долгое время владели картезианцы Женского Монастыря в Павии. В 1793 году картина перешла во владение бакалейщика в Милане. В последствии, по совету Томаса Лоренса, картина была выкуплена Королевской Академией в Виндзоре. По версии Большого Энциклопедического Словаря Брокгауза и Ефрона: "Копия М. Оджиона передающая произведение Винчи в малом виде, находится в петербургском Эрмитаже." 1496 Милан Иллюстрации для книги Лука Пачоли «О божественной пропорции». 1499 В конце года Леонардо да Винчи и его друг Лука Пачоли покинули Милан и через Мантую направились в Венецию.
|
|
| |
Сообщение: 730
Зарегистрирован: 10.09.07
Репутация:
1
|
|
Отправлено: 14.03.11 02:42. Заголовок: Второй флорентийский..
Второй флорентийский период жизни и творчества: 1500-1506 Во Флоренции за время отсутствия Леонардо произошли большие перемены. Лоренцо Медичи умер 8 апреля, 1492 г. В том же году в Риме был избран новый папа, Александр VI Борджа. Два года спустя, в 1494 г., во Флоренции полыхнуло восстание против тирании Пьеро Медичи, сына Лоренцо. Огромное влияние приобрел доминиканец Джироламо Савонарола<\/u><\/a>. Александр VI отлучил Савонаролу от церкви, но тот отказался подчиниться и 23 мая 1498 г. мятежный монах был повешен, а затем сожжен. Когда Леонардо вернулся во Флоренцию, у власти находились зажиточные семейства, противники как Медичи, так и Савонаролы. В 1502 г. пожизненным гонфалоньером (главою республики) был провозглашен Пьетро Содерини. лето 1502- март 1503 Флоренция Леонардо да Винчи в качестве архитектора и военного инженера поступает на службу к Чезаре Борджиа, сыну папы Александра VI, занятому в те годы покорением Романьи и прилегающих земель. 18 августа 1502 Флоренция Леонардо было поручено в качестве военного инженера осмотреть крепости и укрепления и «делать в них те изменения и преобразования, какие он сочтет необходимыми». 1502-1503 командировка, Исследование городов Имола, Пьомбино, Сиена, Урбино, Чезаре, Римини, Чезена, Романья, Орвието и др. 5 марта 1503 Флоренция Леонардо да Винчи вернулся из поездки во Флоренцию. 18 августа 1503 года умер папа Александр VI и звезда Чезаре Борджа стала быстро клониться к закату. Флорентийцы воюют с Пизой. 1503 Флоренция В письме к турецкому султану Баязиду II Леонардо предложил несколько своих изобретений и проектов, в том числе проект моста через Золотой Рог, соединяющего Галату и Стамбул. Проект моста через Золотой Рог Совсем недавно обнаружен в Стамбуле листок с турецким переводом письма Леонардо к турецкому султану Баязиду II, относящегося, видимо, к 1502—1503 гг. (Он хранится в архиве Топ-Капу Сарая в Стамбуле). В этом письме Леонардо предлагал султану несколько своих изобретений и проектов, в том числе проект моста, соединяющего Галату и Стамбул. Галата — предместье Константинополя, на противоположном берегу Золотого рога, в котором жило много генуэзцев. Первый (понтонный) мост через пролив был построен лишь в 1836 г. Флорентийцы поддерживали в те годы с турками дружеские отношения. В письме к султану Леонардо писал: «Я слышал, что ты имеешь намерение соорудить мост из Галаты в Стамбул, но что ты не соорудил его из-за отсутствия знающего мастера» Леонардо предлагал построить мост, под которым могли бы проплывать парусные суда. В записной книжке Леонардо, относящейся к тому же времени, есть такая запись, сопровождаемая рисунком: «Мост из Перы в Константинополь шириною 40 локтей, высотою от воды 70 локтей, длиною 600 локтей, т. е. 400 над морем и 200 на суше; он образует сам собою свои устои. Существо проекта Леонардо сводилось к устройству моста в виде очень пологой арки, с жестким закреплением концов посредством «ласточкиных гнезд» — прием, который, как отмечает Гейденрейх, Леонардо продумывал уже несколько раньше в связи с проектированием купола Миланского собора. Если имеется в виду флорентийский локоть (~0.5836 метра), то получается ширина 23.75 метра, высота—40.852, длина—350.16, из них—над водой 233.44 метра. Эти величины — явно фантастические. Самый большой такой мост через Адду был построен в 1370—1377 гг. и имел пролет 72 и высоту 21 метр. Проект гигантского моста через Босфор подстать грандиозному проекту памятника Сфорца. (Зубов В.П., Леонардо да Винчи, Из-во АН СССР, М.-Л., 1962) Эскиз моста через Золотой Рог, сделанный Леонардо да Винчи. "Записная книжка" (Париж). 1497, 1502/1503 Проект Леонардо да Винчи впервые воплощен в жизнь через 500 лет В норвежском городке Ас открыт 100-метровый пешеходный мост, созданный по проекту Леонардо да Винчи. Это первый случай за 500 лет, когда какой-либо архитектурный проект намного опередившего свое время мастера получил реальное воплощение. "Архитектурные формы 70-х годов выглядят более старомодными, чем чертеж Леонардо", - считает инициатор работ, архитектор Вебьюрн Санд. Леонардо да Винчи спроектировал это сооружение для турецкого султана. Мост должен был быть перекинут через залив Золотой Рог в Стамбуле. Если бы проект был реализован, этот мост был бы самым длинным мостом своего времени – его длина составляла 346 метров. Однако Леонардо не удалось реализовать свой проект – султан Баязет II отказался от предложений флорентийского художника. Зато норвежскому коллеге Леонардо да Винчи – художнику Вербьорну Санду – удалось убедить дорожное ведомство Норвегии принять решение о реализации проекта полутысячелетней давности. Новый мост уступает своему средневековому прототипу в длине – 100 м вместо 346 – однако он в точности повторяет все конструкторские и эстетические достоинства моста Леонардо. Этот мост будет служить в качестве пешеходного перехода, перекинутого на высоте 8 м над автострадой Е-18, в 35 км к югу от Осло. При реализации моста пришлось поступиться только одной задумкой Леонардо да Винчи – в качестве строительного материала было использовано дерево, тогда как 500 лет назад мост планировалось построить из камня. Каменная версия моста обошлась бы слишком дорого и норвежцы остановились на сосне и тиковом дереве в качестве строительных материалов. В результате строительство моста обошлось в $1,36 миллионов. 31.10.2001 осень 1503 Флоренция Леонардо консультирует работы флорентийцев по отводу реки Арно от Пизы с целью лишить осажденный город воды. Мысли самого Леонардо были направлены на совсем другое: не отвести воду от непокорной Пизы, а урегулировать течение Арно на всем его протяжении. 1503-1505 Флоренция Подготовка и работа над фреской "Битва в Анджарии (при Ангиари)" Битва в Анджарии Стенная роспись в зале Большого совета дворца Синьории, Флоренция (копия Рубенса с фрески Леонардо да Винчи) 1503-1505 The Battle of Anghiari Alternative title: Tavola Doria (copy by Peter Paul Rubens after Leonardo's lost oil fresco) Черный мел, чернила и водяные краски на бумаге 45.2 x 63.7 см (17.80 x 25.08 дюймов) Лувр, Париж, Франция "...Главная цель этого эскиза - показать, что выражения лиц людей, также как и морд животных, движимых сильными переживаниями имеют нечто общее. В данном случае, когда этим переживанием является ярость, и человек и лев и лошади скалят зубы и рычат. Вы встречаемся здесь с одним из наиболее ранних психологических исследований, то есть исследований, которые мы считаем очень современными..." Реальное сражение при Ангиари в 1440 году, в котором флорентийцы нанесли поражение миланцам, было незначительным: за время всей военной кампании погиб один человек. Тем не менее один эпизод этого сражения глубоко тронул Леонардо: схватка между несколькими кавалеристами, развернувшаяся вокруг боевого знамени. Эскизы Леонардо для большой настенной картины показывают, что он намеревался дать общую панораму сражения, в центре которого происходила схватка за знамя. Если одной фразой (которая, увы, прискорбно однообразна в нашем повествовании) описать дальнейшую судьбу картины, то скажем: полотно Леонардо утрачено. Он закончил картон (тоже утраченный) и написал на стене картину. Краски медленно таяли (в течение приблизительно шестидесяти лет), пока не исчезли совсем. Как и в случае с «Тайной вечерей», Леонардо экспериментировал — и эксперимент закончился утратой живописи, которая постепенно осыпалась.. 1504 Скончался отец Леонардо да Винчи. Леонардо оставил запись: «Июля 9 дня 1504 года, в среду в 7 часов умер сер Пьеро да Винчи, нотариус Палаццо дель Подеста, мой отец, в 7 часов, в возрасте 80 лет, — оставил 10 сыновей и 2 дочерей». 1503-1505 Флоренция Изучение полета птиц. Исследование вопросов летательных конструкций, теории летания, парения в воздухе без взмахов крыльями с использованием силы ветра. 1505 Флоренция Кодекс о полете птиц, содержащий указание, что Леонардо замышлял совершить первый свой полет с Монте Чечери (горы Лебедя) около Фьезоле.
|
|
| |
Сообщение: 732
Зарегистрирован: 10.09.07
Репутация:
1
|
|
Отправлено: 14.03.11 03:19. Заголовок: Римский период жизни..
Римский период жизни и творчества: 1513-1516 В Риме в мае 1513 года на папский престол был избран под именем Льва Х сын Лоренцо Медичи, Джованни. Льву Х принадлежит изречение: «Будем наслаждаться папством, если бог его нам дал». Он окружил себя художниками и поэтами. Для него работали Рафаэль и Микеланджело, но к Леонардо папа относился с недоверием. Ближайшим покровителем Леонардо в Риме был брат папы, герцог Джулиано Медичи. 1514-1515 Рим Картина "Джоконда" ("Монна Лиза") Леонардо да Винчи Мона Лиза (Джоконда) Mona Lisa (La Gioconda) 1514 - 1515 Масло на тополиной панеле. 77 x 53 см (30.31 x 20.87 дюймов) Луврский музей. Париж, Франция К 1514 - 1515 гг. относится создание шедевра великого мастера — «Джоконды». До последнего времени думали, что этот портрет был написан гораздо раньше, во Флоренции, около 1503 г. Верили рассказу Вазари, который писал: «Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джоконде портрет монны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенебло. Между прочим, Леонардо прибег к следующему приему: так как мадонна Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам». Весь этот рассказ неверен от начала до конца. По словам Вентури, «монна Лиза, позднее Джоконда, была созданием фантазии новеллиста, аретинского биографа, Джордже Вазари». Вентури в 1925 г. предположил, что «Джоконда» — портрет герцогини Костанцы д'Авалос, вдовы Федериго дель Бальцо, воспетой в маленькой поэме Энео Ирпино, упоминающем и о ее портрете, написанном Леонардо. Костанца была любовницей Джулиано Медичи, который после брака с Филибертой Савойской отдал портрет обратно Леонардо. В самое последнее время Педретти выдвинул новую гипотезу: луврский портрет изображает вдову Джованни Антонио Брандано по имени Пачифика, которая также была любовницей Джулиано Медичи и родила ему сына Ипполито в 1511 г. Как бы то ни было, вазариевская версия вызывает сомнение уже потому, что никак не объясняет, почему портрет жены Франческо дель Джокондо остался на руках у Леонардо и был увезен им во Францию. (Зубов В.П., Леонардо да Винчи, Издательство Академии наук СССР, М.-Л., 1962) В Джоконде человек осознает себя частью природы, включенным в ее бесконечные творения. Трагическая разумность природы и жизни, необходимости понимания ее законов, дабы человеку состояться в своих трудах, в строительстве своей жизни ... мы видим не воспроизведение жизни данной женщины, некоей Моны Лизы, а модель человеческой жизни. (С.М.Сандомирский) Только громкая известность "Тайной вечери" может сравниться с неоспоримой славой, какой на протяжении веков пользуется Джоконда. Завершив портрет, Леонардо уже не расставался с ним, а после него он перешёл к королю Франции Франциску I и, соответственно, в Музей Лувра, где хранится до сих пор. Если исследователи сходятся во мнении, что портрет был исполнен во Флоренции около 1503 года, то в вопросе идентификации его модели подобная уверенность отсутствует. По идущей от Вазари традиции, портретируемую принято отождествлять с Моной Лизой, женой флорентийского гражданина Франческо ди Джокондо. Ограничимся лишь замечанием, что эта идентификация подчас расходится с последующими наблюдениями над картиной, однако скудость связанных с ней документальных свидетельств не позволяет нарушить авторитет сложившейся традиции. Леонардо выходит здесь за рамки ранее использовавшейся им портретной схемы, выработанной Антонелло да Мессина. Он даёт поясное изображение модели в лёгком, трёхчетвертном повороте, со взглядом, обращенным к зрителю. Фон больше не затенён, резко выделяя фигуру, но представляет собой пейзаж, «ирреальный, словно увиденный в мечте, и вместе с тем панорамически точный, насыщенный влажными испарениями и туманной дымкой. Это не увиденный где-то пейзаж и не игра воображения, а natura naturans (природа созидающая (лат.), возникновение и распад сущего, циклический переход материи из твердого состояния в жидкое, парообразное. Это настоящий синтез ландшафтных штудий и тех топографических зарисовок, которые Леонардо делал с практической целью (проект регулирования течения реки Арно с помощью канала и затопления водой долины Кьяна, подготавливая который, он должен был выполнить многочисленные карты местности, расположенной между Тирренским морем и Апеннинами). Можно также утверждать, что впечатление, внушаемое этой картиной – не говоря об очаровании улыбки молодой женщины, вызывающей постоянный, быть может, преувеличенный интерес и немало фантастических гипотез, - создаётся благодаря совершенной связи между фигурой и природным окружением, которой художник достиг, применив технику сфумато. Она помогла объединить образ портретируемой, на чьём лице запечатлена ирония, - и пейзаж, синтезирующий в себе грандиозность мира, который человек стремиться раскрыть и объяснить, но который вместе с тем заключает в себе много загадочного и невыразимого. В этой картине Леонардо достиг такой гармонии не только путем более тщательной композиции, но и живописными средствами, благодаря которым все видно как бы сквозь легкую дымку, прикрывающую небольшие детали, смягчающую очертания, создающую незаметные переходы между формами и красками. Таким образом, он многое предоставил нашему воображению и в этом причина того, что Мона Лиза поражает нас, глядя на зрителя словно живая. То же справедливо и в отношении ланшафта, где Леонардо показывает нам, как земля "вырастает" из скал и воды, и в отношении лица Моны Лизы с его таинственной улыбкой. О чем думает Мона Лиза? Практически это зависит от того, что думаем мы сами, глядя на ее изображение. Может быть сам Леонардо был немного таким же как она: люди видели его всегда уравновешенным и дружелюбным, но никто точно не знал, что у него на уме. Из статьи С. Н. Рериха Мона Лиза: Каштановые волосы, разделенные на пробор посредине и гладко зачесанные к вискам, ниспадают красивыми мягкими локонами на плечи. Прозрачная вуаль наброшена на голову и вьется поверх плечей. Платье изначально зеленоватого цвета с глубоким вырезом оживлено более светлыми рукавами, которые когда-то, должно быть, были желтыми. На заднем плане - фантастический пейзаж с холмами и горами, теплых и мягких тонов, уходящий вдаль, над ним постепенно светлеющее небо. Две колонны по краям пейзажа закрывает нынешняя рама картины. В этом полотне прекрасны все детали, но внимание прежде всего захватывает лицо. Картину невозможно описать словами: чем дольше вы смотрите на нее, тем больше возрастает ее воздействие на вас, и вы начинаете чувствовать то удивительное очарование, которое покоряло стольких людей на протяжении веков. 1514-1516 (?) Рим Картина "Автопортрет" Леонардо да Винчи Автопортрет 1514 - 1516 Красная сангина (мел). 33.3 x 21.3 cm (13.11 x 8.39 дюймов) Национальная Галерея в Турине, Италия «Все труды неспособны утомить меня» - Леонардо да Винчи К последним годам жизни относится туринский автопортрет Леонардо. А к этому автопортрету, видимо, относится и описание Ломаццо: «Голова его была покрыта длинными волосами, брови были такие густые и борода такая длинная, что он казался подлинным олицетворением благородной учености, каковой уже раньше были друид Гермес и древний Прометей». Старинные биографы Леонардо да Винчи рисуют в самых привлекательных чертах его облик: По Вазари: «блистательностью своей наружности, являвшей высшую красоту, он возвращал ясность каждой опечаленной душе». По словам Анонима: «он был прекрасен собою, пропорционально сложен, изящен, с привлекательным лицом. Он носил красный плащ, доходящий до колен, хотя тогда были в моде длинные одежды. До середины груди ниспадала прекрасная борода, вьющаяся и хорошо расчесанная». (Зубов В.П., Леонардо да Винчи, Из-во АН СССР, М.-Л., 1962) В соответствии с сопутствующей его искусству философскому истолкованию явлений Леонардо стремился выразить свою собственную концепцию космического разрушения: уравнивание, слияние в единстве всех элементов неизбежно совпадает с абсолютной гармонией. Ею начинается и завершается история творения. Леонардовская система не могла бы прийти к более логическому заключению. И завершающей точкой подобного видения природы может служить образ художника с интеллектом и взглядом мудреца, чьи черты, одновременно ясные и суровые, Леонардо запечатлел в Автопортрете, - художника, который глубже других сумел исследовать тайны и законы мира и человеческих чувств и выразить их на возвышенном языке искусства. "... он был высок, строен, прекрасен лицом и необыкновенной физической силы, обворожителен в обращении с людьми, хороший оратор, веселый и приветливый. Он и в предметах, его окружающих, любил красоту, носил с удовольствием блестящие одежды и ценил утонченные удовольствия." (Фрейд 3., Леонардо да Винчи. Воспоминание детства) "О... любви Леонардо к роскоши, почти всегда не по средствам, — к многочисленным слугам, породистым лошадям, оригинальным, слегка причудливым костюмам, говорят все биографы его, так же как и о его исключительно красивой внешности и физической силе. Предание, довольно старое и упорное, хотя и не подтверждаемое документальными свидетельствами, считает портретом Леонардо в первые годы его пребывания во Флоренции изображение архангела Михаила на картине неизвестного художника (скорее всего Боттичини или Вероккио). На картине изображен юноша очень высокого роста, со спокойным лицом исключительной красоты. Описаниям биографов и общему впечатлению от личности Леонардо этот образ соответствует вполне, но является ли он действительно его портретом, мы вряд ли когда-нибудь узнаем, так как и тот старческий автопортрет, который обыкновенно воспроизводится биографами Леонардо и изображает лысую, необычайно значительную голову с длинной развевающейся бородой, густыми бровями и сверлящим умным взглядом, не является несомненным его портретом. Красивая, выделявшаяся из толпы внешность, исключительная физическая сила, любовь и уменье оригинально и ярко одеваться, страсть к широкой жизни, наконец, приобретенная, очевидно, в эти молодые годы любовь к празднествам, спектаклям, маскарадам, — таковы внешние черты, которыми отличался молодой ученик Вероккио. Черты эти существенны, но они дают только декоративное обрамление тому сложному комплексу внутренних свойств и качеств, который тоже, несомненно, начал формироваться в первые годы жизни Леонардо во Флоренции." (Гуковский М.А. Механика Леонардо да Винчи, 1947) 1514-1516 Рим Леонардо да Винчи разработал проект осушения Понтинских болот, которй был затем реализован Джованни Скотти да Комо. Джулиано Медичи покинул Рим в начале 1515 г. Леонардо записал: «Джулиано де'Медичи Великолепный уехал 9 января 1515 года на заре из Рима, чтобы сочетаться браком со своей невестой в Савойе, и в тот же день была кончина короля Франции». В сентябре 1515, после битвы при Мариньяно французские войска вновь заняли Милан. Леонардо остался опять один, без поддержки. 17 марта 1516 г. Джулиано Медичи умер. К концу римского периода относится лаконичная запись, подводившая горестный итог: «li Medici creorono e destrussono - Медичи меня создали и разрушили». 1516 По приглашению французского короля Франциска I Леонардо покинул Италию и переселился во Францию. Последний период жизни: Франция, г. Амбуаз 1516-1519 Художественная культура итальянского Ренессанса импонировала Франции того времени. Франциск I говорил о Леонардо да Винчи: «Никогда не поверю я, чтобы нашелся другой человек на свете, который знал бы столько же, сколько Леонардо, — не только в скульптуре, живописи и архитектуре, но и потому, что он был величайший философ». 1516 Амбуаз Приезд во Францию. Он приехал как прославленный художник, как «божественный» Леонардо. Леонардо жил в Кло-Люсе (замок Сен-Клу), расположенном на южной окраине маленького городка Амбуаз на берегах Луары, неподалеку от королевского замка. 1516-1517 Амбуаз Проект нового дворца для короля. 1516-1518 Амбуаз Проект канала, соединяющего реки Луара и Сона. Такой канал обеспечил бы прямое сообщение через Сону между Туреныо и Лионнэ, центром торговых сношений Франции и Италии, иными словами, приблизил бы Италию к центру Франции. 23 апреля 1518 Амбуаз Леонардо да Винчи, «принимая во внимание уверенность в смерти и неуверенность в часе оной», подписал завещание, согласно которому оставлял все рукописи и книги своему ученику, Франческо да Мельци. 1518 Амбуаз И после завещания Леонардо продолжал трудиться. Страница с геометрическими определениями и расчетами в «Атлантическом кодексе» датирована: «Июня 24-го Иоаннов день 1518, в Амбуазе, во дворце Сен-Клу». 2 мая 1519 Амбуаз Леонардо да Винчи умер. Prima morte che stanchezza - Скорее смерть, чем усталость Предполагаемые останки Леонардо да Винчи, отрытые (1869) на месте старой капеллы св. Флора, были перенесены в часовню св. Губерта, в Шато Амбуаза, и положены под камнем, на котором начертаны следующие слова: Sous cette Pierre Reposent Des Ossements Recueillis Dans Les Pouilles De L'Ancienne Chapelle Rojale D'Amboise Parmi Lesquels On Suppose Que se Trouve La Depouille Mortelle De Leonard De Vinci. Ne En 1452. Mort En 1519. Гробница Леонардо да Винчи в капелле Св. Губерта Капелла Св. Губерта в Амбуазе
|
|
| |
Сообщение: 735
Зарегистрирован: 10.09.07
Репутация:
1
|
|
Отправлено: 21.03.11 03:40. Заголовок: Хадисы в Исламе Здес..
Хадисы в Исламе Здесь представлены некоторые слова из них: Приход 12 Имама, Мехди (Махди), знаменует собой приход времени Воскресения, которое подробно описано в Коране. Более подробно см.: Имам Махди: чистота Ислама. "В момент рождения свет пронзит вершину головы младенца и достигнет глубин неба... Этот ребёнок - Махди, тот, кто наполнит землю равенством и законностью, как она сейчас заполнена притеснением и беззаконием." Признак возвращения Махди (Того, кто ведет) заключается в глобальном вторжении на землю Зла, победы сил Зла над силами Добра, что в то же время требует проявления последнего и окончательного Спасителя. Если это не случится, результатом будет полностью поглощённое темнотой человечество. Вот признаки времени, который описывает Али ибн Абу Талиб: Люди будут пренебрегать молитвами и божественностью, дарованной им, легализовывать неправду, практиковать ростовщичество, принимать взятки, строить огромные здания, продавать религию, для покорения этого низкого мира, нанимать идиотов, общаться с женщинами, разрушая семейные связи, повиноваться страсти, и рассматривать незначительными клятвы. Великодушие будет считаться слабостью, а беззаконие прославляться. Принцы будут развращены, а министры станут угнетателями, интеллектуалы будут предателями, а чтецы Корана порочными и злыми. Лже-свидетельства будут преподноситься открыто, а аморальность провозгласится в полный голос. Обещанный мир будет клеветническим, греховным и преувеличенным. Криминал будет прославляться, рамки битв будут заужены, сердца будут в разногласии, договора расторгнутыми. Женщины, жадные до богатств этого низкого мира, будут вовлекаться в бизнес своих мужей, порочный голос человека будет громким, и его будут слушать. Наиболее подлые из людей будут становится лидерами, распутникам будут верить из-за страха Зла, причиной которого они будут являться, лжецов будут считать правдивцами, а изменников - достойными доверия. Они станут прибегать к певцам и музыкальным инструментам, …и женщины оседлают лошадей, они будут походить на мужчин, а мужчины станут похожими на женщин. Люди предпочтут деяния этого низкого мира делам Высочайшего и будут скрывать под шкурами ягнят сердца волков. Вот так описывается современный Ислам в хадисе, который передает нам Ибн Бабуйя (Тхаваб уль-Агма): Апостол Бога (Мухаммед) сказал: "Придет время для моего народа, когда не останется ничего от Корана, кроме его внешнего вида, и ничего от Ислама, кроме его названия, и они назовут себя подобными именами, даже находясь далеко от всего этого. Мечети будут полны людьми, но там не будет присутствовать Истина. В те дни религиозные лидеры (Фукаха) будут, в большинстве своем, злыми; они будут распространять мятеж и разногласия, которые к ним же и вернутся." Но придет Махди, он восстановит утраченное чувство святости. Прежде всего он возродит Ислам в его изначальной чистоте и интеграции. Он будет делать тоже, что и Пророк, разрушая, как разрушал Он, ритуалы периода невежества. Он вновь будет устанавливать Ислам. Наш Куа'им (Њахди) отремонтирует Мечети и реконструирует свою Мекку. Куа'им принесёт новый Порядок, новую Книгу, новое Законодательство и новую Традицию. Другие религии, также брошенные и искаженные, будут восстановлены в своей оригинальной Истине и Чистоте силой Махди. Это универсальное посвящение Имамом всех людей в секреты возникновения и начала их собственных религий, и это знание без сомнений, хорошо описывается термином "Махди" ("ведущий"), названным так, потому что Он тот, кто будет вести (яхди) нас в тайны учения. Таким образом, ожидаемый Имам Махди подготовит землю к Последнему Суду и Воскрешению. Битва Махди будет отмечать окончательную победу "верующих последователей" против их "врагов" , и вселенское и окончательное установление "религии" Имамов. Все последователи Махди, или некоторые из них (согласно различным традициям) будут посланы в различные места на земле, где они будут править всем, даже птицы и дикие животные будут подчинены им. Всем верующим, присоединившимся к отрядам Махди, будут дарованы специальные чудесные силы, самая особенная из которых - соединение чувств с Имамом. Для решений, с которыми будут трудности для их принятия, они будут получать инструкции и направление от Имама, который будет писать на ладонях их рук. Им нужно будет только смотреть, и затем выполнять предписания.
Буддийские предсказания о Аватаре Падмасамбхава (фрагмент) Cчитается, что этот буддийский святой является основателем одного из ключевых течений тибетского Буддизма. Прекрасно описано наше время. Это пророчество во многом перекликается с исламскими описаниями Имама Махди. ...придет в упадок учение победоносного Будды Шакьямуни. Монастыри наполнятся женатыми мужчинами, храмы превратятся в военные укрытия, а главные монастырские залы - в помещения бойни. Отшельников с гор сгонят в долины. Великие созерцатели станут сеять зерно, медитирующие - обогащаться. Монахи заведут жен, а благородные духовники станут разбойниками и грабителями. Распри поднимутся словно ветер. В центральных районах начнутся раздоры и смута. Мудрецы станут военачальниками, святые духовники пойдут воевать, а благородные монахини начнут убивать детей... Храмовое имущество растащат, изречения и вещи святых распродадут. Святыни тела, речи и мысли разграбят, назначат цену и продадут. В храмах поставят лошадей и коров и соберут там нечистоты. В то время в сердца монахов проникнут цари демонов, в сердца тарничей - злые духи, в сердца бонцев - огненные духи, в сердца мужчин - демоны-самцы, в сердца детей - злые черти, в сердца женщин - демоны-самки, в сердца благородных монахинь - страшные вампиры, в сердца девочек - чертовки; одним словом, в сердце каждого человека обоснуется злой дух. Признаками этого будет следующее: [Люди] будут носить различные непарные одежды. Благородные духовники станут наряжаться, монахини - красоваться в зеркале. Охраняя себя, люди будут уповать на оружие, в еду подмешивать яд. Мудрецы и учителя станут обучать дурному. Правители не смогут быть хозяевами своего ума. Люди потеряют скромность и стыд, женщины лишатся власти над телом. ... Каждый год [будет разноситься] весть, и люди станут надевать новые украшения и одежды. Простолюдины примутся преподавать учение. Женские речи наполнятся высокомерием. Лжецы будут давать благословение. Обманщики займут место великих созерцателей. Болтунов и краснобаев нарекут мудрецами. Мужи будут нарушать клятвы и гордиться этим. Рабы станут управлять государством, а цари превратятся в рабов. Жестокие палачи выйдут в начальники. Ужасных грешников будут считать народными защитниками. ... Простые люди станут одеваться в благородные одежды из шелка, а высокие духовники - ходить в монгольских платьях. Изверги, убивающие людей, наденут светло-красные накидки духовенства. Люди начнут с усердием учить неверные заклинания. Торговлю и обман будут принимать за одно и тоже. Начнут сочинять и печатать различные лживые книги. Наказы Будды станут подвергаться сомнениям. Благие обычаи будут забыты, плохие дела и дурное поведение станут привычными. ... Так живые существа пойдут по неверной дороге. Придерживаясь дурных дел и поведения, они забудут всех былых хранителей веры и перестанут защищать веру и служить ей. Один за другим будут следовать плохие года с голодом и бескормицей. Демоницы и злые духи впадут в страшный гнев. От этого болезни людей и скота умножатся так, что нельзя будет даже перечислить их все названия, они распространятся как пожар. Неожиданно станут трястись [земля], происходить наводнения, возникать пожары, подниматься ураганы. Храмы, ступы и города разрушатся в одно мгновение. ... Это будет время, когда в Индии люди будут умирать от голода, в Непале - от заразных и других болезней, (в других странах будут) землетрясения, заразные болезни, эпидемии, голод, провалы земли, обвалы, в Тибете на его пяти вершинах появятся три неприступные крепости. Это будет время, когда в ущельях Мон, в жилищах медведей, будут скрываться святые, в стране Кхам взойдут два Солнца, а в Китае неожиданно умрет царь. ... (Везде будут конфликты и войны). ... Это будет время, когда верующие будут бесправны и бессильны, неверующие, потерявшие совесть, будут главенствовать, мудрецы и ученые монахи станут старостами, простолюдины же будут начальниками, проповедовать и давать благословения. Это будет время, когда защищая добродетель, будут надеяться на вознаграждение. ... И это будет означать, что настало время исправлять разрушенное. Тогда должен явиться некто, обладающий счастьем и хорошей судьбой, и оставив мысли о возрасте, с великим желанием и убежденностью исправить разрушенное. ... В будущем, по прошествии пятидесяти поколений, когда явится сто один признак плохого времени, (великий человек) ... [в силу] благопожелания [получит] чудесное рождение и появится из чистейшего Солнца в верхней стороне. Его родителями будут учителя из рода тарничей, [он родится] в год свиньи (напр., 1971). Он будет обладателем великого ума, большой смелости и широких знаний... В силу благопожеланий, [произнесенных] в прежние времена, и благих дел, совершенных [в прошлом], он с детских лет проникнется огромной верой и почитанием Трех Драгоценностей, храмов и обителей тела, речи и мысли, чувством милосердия к слепым и нищим живым существам, благоговением перед великой храбростью и глубокими мыслями благородных приверженцев "Великой колесницы", получит силу совершать грозные дела, прославится как неистовый, свирепый и гневный [защитник веры]; он будет твердо уповать на духов-хранителей, внимать наказам гениев - защитников и покровителей религии, служить им обетами; он ни на йоту не отступит от Владыки, он будет обладать силой веры и свирепостью [к врагам]... Когда все возмечтают избавиться от страданий, [явится] этот человек, получивший благословение от меня, и, охваченный стремлением спасти людей, не пожалеет ни тела, ни жизни. С великим усердием он будет побуждать все живые существа разных стран к добродетели. Тогда нужно будет всем добропорядочным людям повернуть свои мысли в одну сторону и оказать помощь этому человеку. Но все живые существа в это время будут захвачены демоном ложных идей, поэтому мало кто окажет ему доверие и почтение, таких будет столько же, сколько звезд днем. И все же сто тридцать тысяч совершающих белые дела, шесть тысяч совершающих глубокое моление, сто восемь человек, воспитанных на [уважении] обетов, шестнадцать прилежных милостынедателей, [да] семь женщин, [всего]: двадцать три, а также перерождения восьми бодхисаттв - восемь учителей, двадцать пять верующих юношей, пять перерождений дакини, семь получивших благословение от дакини, двадцать пять женщин из благородных семей, обретших рождением человеком, расчистят все препятствия и трудности... Он приступит к совершению великого дела - восстановлению разрушений. Когда это исполнится, наступят хорошие времена. ... Все препятствия перед учением наставлений и свершений исчезнут, и оно широко распространится. Жизнь всех святых, придерживающихся учения, будет длинной, а дела их великими. ... Поколения же всех черных разрушителей, демонов и злых духов, принесших опустошение, будут искоренены. Словом, все живые существа, способствующие восстановлению, обретут чистейшую плоть и облик бога или человека в трех родах живых существ и, в конце концов, станут буддами. Все кто окажет доверие, уважение и почтение этому человеку, или возрадуется вместе с ним - восстановителем разрушенного - попадут в разряд благоразумных в семи рождениях. Все живые существа, кто увидит глазами, услышит ушами, запечатлеет в сердце этого великого человека, восстановителя разрушенного - все вырвут с корнем скверну дурных дел, собранную в 60 000 великих кальпах. Все те, кто будет с этим человеком, совершающим восстановление разрушенного, по мере своего малого или большого уважения, почтения и веры к нему, обретут высшие или чудесные способности и, в конце концов, найдут свое местопребывание возле меня, в землях высокоразумных. Полную же меру добродетели этого и будды трех времен десяти сторон света не смогут перечислить на протяжении целых 100 000 кальп. Ведь благодеяния божественной сущности учения выходят за пределы слов.
|