Rota Taro Orat Tora ArtO..............Артридер - Искусство Читать, Читать в широком смысле этого слова,Читать Книгу, Пространство, Душу, Тайнопись Природы и мотивацию Человека. ----------- И в лужах отражается Небо

АвторСообщение
администратор




Сообщение: 27
Зарегистрирован: 10.09.07
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.10.07 00:37. Заголовок: Аллегорическое толкование Нового завета


Сообственно Филон пребудет чуть позже,а сейчас статья из Инета,в рамках озвученой тематики.

Аллегорическое толкование Нового завета:
Александрийская школа
источник:
http://www.sfi.ru/rubrs.asp?rubr_id=945&art_id=8492&page=1&print=1
Кораблина В.Г.

Аллегория (греч. ἀλληγορία — иносказание) – выражение абстрактного или отвлеченного объекта (понятия, суждения) посредством конкретного (образа), при этом абстрактная идея не ассимилируется в образе, а сохраняет свою самостоятельность и остается внешней по отношению к нему (БСЭ).

Александрийская школа богословия и разработанный в ее недрах аллегорический метод толкования Писания – уникальные феномены в истории церкви. И для нас может оказаться поучительным и вдохновляющим опыт становления молодой живой христианской церкви, когда ее учителя были абсолютно адекватны современной им культурно-исторической и научной реальности.

Что же такое Александрия первых веков?
Находясь географически между Востоком и Западом цивилизованного мира, в Александрия сочетались полиэтичность, поликультурность, полирелигиозность и даже полифилософичность.

1. Собственно египетская традиция наименее заметна в александрийской культуре, в Египте того времени туземная культура как бы просто умерла. Причина этого не только в цивилизационной отсталости египтян по отношению к грекам, но и в чрезвычайно высокой степени эзотеризма их религиозных учений. Из-за кастовой замкнутости египетских жрецов греческая философия не могла воспользоваться накопленным религиозным опытом и знанием египетской традиции.

Влияние древнеегипетской религии сказалось косвенным неявным образом на расцвете алхимических и магических идей того времени. Само представление египетских жрецов о том, что истинное знание удел очень узкого круга избранных, оказалось родственным идеям греческих гностиков об элитарности и сокровенности Истины. Безусловно, расцвет эзотерических и оккультных течений в Александрии был тонко связан с мистическими учениями Египта.

Начиная с Александра Македонского, приказавшего строить в городе храмы Исиде и Осирису наряду с греческими богами, в Александрии формировалось совершенно особое синкретическое религиозное сознание. Малоизученный синтетический культ александрийского язычества в V веке стал последним оплотом сопротивления торжествующему христианству.

2. Культурную же среду города определяли, несомненно, греки. Два грандиозных и не имевших себе равных оплота культуры - Александрийская библиотека и Александрийский Мусейон (университет и Академия наук под одной крышей)- превратили город в центр философской мысли того времени. Именно здесь заложены основы аллегорезы в современном нам понимании.

Как могли относиться александрийские неоплатоники, стоики, скептики, размышлявшие о тайнах бытия и небытия, реального и идеального, к своему собственному культурному наследию – древним мифам, текстам Гомера и Гесиода? Как к наивным сказкам? Как к реальной истории? Как поучительным притчам? Или сбросить их с корабля истории? Вопрос интерпретации классического наследия – один из важнейших, начиная с 4 в. до н.э. Кризис традиционной религии и истории Древней Греции стал причиной всемирного торжества аллегории. Тогда Афина, родившаяся из головы Зевса, оказалась аллегорией мысли, отношения Афродиты, Гефеста и Посейдона – аллегорией взаимодействия меди, огня и воды. Это примеры того, что Филон назовет «физической аллегорией», которая вернула древние мифы достойным образом с современный мир идей. Со временем аллегория проникла в естественные науки, этику, теологию и весь греческий гнозис проникся этим веянием. Существование множества развитых философских школ внутри греческой традиции и порождаемые ими многовариантные аллегорические интерпретации – с неизбежностью породили яростную философскую полемику того времени.

3. Еще одна важнейшая составляющая культуры Александрии рубежа эпох – иудаизм, весьма неоднородный – от ортодоксов до либералов, получивший даже особое именование иудео-александризм. Как защитить Тору и Закон от изощренных насмешек язычников? Именно либеральное крыло сторонников эллинизма рано осознало задачу перевода основных мировоззренческих идей иудаизма на понятный язык классической греческой философии. Аристобул (2 в.дон.э.) и Филон (1 в.н.э.) предприняли первые смелые попытки синтеза двух культур.

4. В такой динамичной сложной среде уже в конце 1 в. в Александрии появились первые христианские общины –греческие и коптские. Самостоятельная культура коренных египтян заново родилась тогда, когда вместо магической тайной иероглифики христианство дало им новый греко-коптский алфавит, перевод Священного Писания и литургических текстов, и тем самым положило начало новому богословскому языку и искусству. Культура эта развивалась несколько столетий в непосредственной близости, но не в прямой зависимости от собственно Александрийской школы. Коптская составляющая, склонная к аскетизму и конкретной (а не философской) созерцательности, стала первоосновой египетского монашества, а греческая составляющая, воспитанная зрелой эллинистической культурой, породила христианскую и научную теологию Александрийской школы.

Итак, великие учителя Александрийской школы- Климент А. и Ориген опирались уже на развитую традицию аллегорической интерпретации текста. Что же нового привнесли христианские богословы? Только лишь расширили традицию греческих философов осмыслять мир в аллегорических категориях на новом материале – текстах Священного Писания? Это не просто упрощение ситуации, но и искажение ее.

Филон первым высказал совершенно новую для эпохи эклектизма мысль о том, что независимо от толкований суть Закона Моисея абсолютно неизменна и истинна. Священные тексты Писания содержат Откровение Сверхъестественного Творца и тем принципиально отличаются от прочей литературы. Поэтому вслед за Филоном Иудеем Климент и Ориген с помощью аллегорических толкований ищут не человеческой мудрости, а света Божественной Истины. Вся Священная история говорит о возвращении заблудшей души у Богу.

Форма интерпретации остается понятной и узнаваемой. У Филона: есть две враждебные друг другу точки зрения: одна возводит все к уму, как вождю нашему в мыслях и чувствах, это Каин, его имя «обладание», другая следует за Богом как за творцом, это Авель, чье имя толкуется как «все возводящий к Богу». Обеих вынашивает одна мать, Ева, то есть душа. Но едва появившись на свет, они становятся врагами и неизбежно должны быть разлучены. Здесь знакомая греческой философии история противостояния сил добра и зла, но источник истории Сам Творец, открывающий ее смысл своему народу через призванных им пророков.

Христианская Александрийская школа искала и успешно находила ключи для адекватного понимания современниками текстов Священного Писания. Аллегорический метод стал превосходным инструментом и в деле миссии, и в полемических и апологетических баталиях. В духе философской традиции Климент и его последователи выделяют несколько ступеней в иерархии смысла текста. Исторический или событийный уровень, доступен любому читателю. Более высокие уровни уже нуждаются в интерпретации и открываются избранным – моральный смысл, профетический, содержащий пророчества о Христе, философский, касающийся онтологии и антропологии. Наивысший мистический смысл открывается только в молитве и созерцании. Это уровень прозрения, уровень пророческий.
И Климент, и Ориген не доказывают, а скорее выстраивают с помощью аллегорий новую целостную картину мира, где человеческая история суть история спасения через божественное воплощение, искупительную жертву, воскресение и дарование Церкви как Тела Христова.

Была ли разработана единая методика применения аллегории при толковании текстов Священного Писания? По-видимому, нет. Да и не может быть строгой методики у подхода по сути эвристического, основанного на озарении самого толкователя. Здесь неизбежны ошибки. Например, психологически точным является толкование Оригеном ветхозаветной истории как постепенного пробуждения человеческих чувств. Адам олицетворяет осязание, Ной – обоняние, Авраам – вкус, Моисей – слух, и наконец, Христос – зрение. Так раскрываются в человечестве возможности богопознания. А вот его же версия Шестоднева утрачивает непосредственный смысл и вообще лишена всякого догматического основания. «Кто же, имея разум, подумает, что первый, второй и третий дни творения были без солнца и звезд, а первый даже без неба?» Потому созданная Богом твердь символизирует тело, большое и малое светила таинственно изображают Христа и Церковь, звезды означают пророков, рыбы и пресмыкающиеся – низкие человеческие мысли, а птицы – возвышенные.
Но, по-видимому, ранняя христианская церковь не боялась неизбежных ошибок, возникавших в активном диалоге с современным миром философских научных языческих идей, были силы у церкви в наследии Оригена выявить еретические моменты, не осудив самого весьма плодовитого богослова. В первые века действительно перед церковью и ее учителями был «огромный океан тайн» и идти ей предстояло по воде.

Аллегорический метод постепенно уходил из богословия церкви, уступая место более выверенным путям. Хотя к нему дерзновенно обращались и в более поздние времена, не всегда, впрочем, удачно, Вспомним, например, интерпретацию бл. Августина притчи о добром самаритянине.

Во все времени верующие искали и будут искать сокровенный смысл строк Писания, что сказано именно нам именно в наше время? И невозможно отказаться от поиска новых иносказаний, символов, аллегорий, это наш путь откровений и заблуждений. Важно, чтобы живые силы церкви могли отличить одно от другого на духовном уровне.


Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет