У каждой Сфиры своё имя и значение:
Три верхние Сфирот называются «Сфирот разума» (ספירות השכל)
Кетер (כתר) — корона, венец
Хохма (חוכמה) — мудрость
Бина (בינה) — понимание
Семь нижних сфирот называются «Сфирот чувства» (ספירות הרגש)
Хесед (חסד) — милосердие, милость
Гвура (גבורה) — доблесть, героизм, могущество
Тиферет (תפארת) — великолепие
Нецах (נצח)— вечность
Ход (הוד) — слава, величие
Йесод (יסוד) — основа
Малхут (מלכות) — царство
Кетер
Первой из сефир является Кетер, «венец». Ее число – единица, ее нельзя разделить, но можно обозначить. Единица рождает все другие числа. Кетер – точка отсчета, момент зарождения вселенной. Кетер – это совершенное спокойствие и безмятежность, изначальная искорка Творца, импульс к сотворению.
Хокма
Вторая из сефир называется Хокма, означающая «мудрость». Энергия Хокмы активна, динамична и безгранична. Хокма – движущая сила вселенной, приводящая в движение все, что в ней находится. Хокма – это положительная, мужская энергия, сходная с энергией творения Рогатого Бога в Викке. Символом этой сефиры является круг Зодиака, по которому, кстати, проходит Солнце в годовом цикле.
Бина
Женская противоположность Хокмы, третья сефира, Бина, означает «понимание». Символизирует ее Великая Богиня, давшая жизнь всему, что есть во вселенной. Вместе Хокма и Бина являются Двойственными силами проявления. Они есть 2 краеугольных камня жизни, начавших процесс сотворения. Бине соответствует планета Сатурн, а в астрологии вторичным, ближним к миру людей проявлением Сатурна считается Луна.
Хесед
Четвертой сефирой является Хесед, или «милосердие». Хесед – опора всего, что имеет проявление. Это средоточие, где абстрактные энергии, изливаемые высшими силами, материализуются и обретают форму. Хесед, как и Хокма, также символизирует положительную, мужскую энергию, но на более проявленном и материальном уровне. С Хесед связаны все проявления родительской любви и милосердия к человечеству. Правда, Хесед абсолютно без разницы, к кому проявлять милосердие и давать энергию, потому эта сефира дает жизнетворному началу жизни в любой его форме. Планета – Юпитер.
Гебура
Пятая сефира, Гебура, означает «власть» или «суровость». Гебура распределяет энергию, исходящую от Хесед, и накладывает ограничения в виде очистительного огня. Энергия, идущая из высшего мира в мир материи, должна быть отфильтрована и оформлена противоположными силами – Милосердием и Суровостью. Гебуру также называют «Сильной рукой Создателя», выжигающей все, что является бесполезным и ненужным. Она очищает путь для дальнейшего роста и эволюции. Гебуре соответствует планета Марс.
Тиферет.
Шестая сефира, Тиферет, означает «красота». Она получает силы от всех остальных сефир и связана со всеми, кроме Малькут. Тиферет во многом схожа с Кетер, но проходит по более близкому к материальному миру уровню. Как и Кетер, она излучает энергию света, спокойствия, совершенства. Тиферет это связующее звено между Высшим проявлением божественного и отражением его в человеке. Эту сефиру часто символизирует Бог-жертва, который отдает себя на смерть ради появления новых ростков духовного в человеке. Тиферет ассоциируется со всеми проявлениями мистики и любви человека к Богам. Планета – Солнце.
Нетцах
Нетцах, или «победа» — царство человеческих инстинктов, эмоций и страстей. Она считается мужской, огненной сефирой, движущей силой, побуждающей к решительным и отчаянным поступкам. Нетцах является отражением Гебуры на человеческом уровне восприятия. Творчество человека в художественной, эмоциональной форме, музыка, танец, искусство – относятся к влиянию Нетцах. Планета – Венера.
Ход
Ход, или «слава», это интеллектуальная, логическая и рациональная часть человеческого разума. Эта сефира организует, подвергает логическому анализу и классифицирует все явления в нас и вокруг нас. Все проявления речи и письма, общения, науки относятся к этой сефире. Восьмая сефира обладает энергией из Хесед, прошедшей через Тиферет. Планета – Меркурий.
Йесод
Йесод или «основание» — Сефира астрального плана, акаши. Йесод является астральной матрицей, на которой строится физическая вселенная, и одновременно зеркалом, в котором вселенная отражается. К Йесод приходят энергии от всех вышележащих сефир, и в ней они соединяются в образец, по которому строится наш мир. Поэтому человеческая интуиция, мечтания и видения ассоциируются с Йесод. Планета – Луна.
Малькут.
Десятая сефира, Малькут, или «царство», сефира материального творения, конечной формы, это вселенная, которую мы знаем и в которой существуем. Малькут – сефира Земли как физического тела, планеты, и людей, на ней живущих. В отличие от остальных сефирот, пребывающих в состоянии непрерывной активности и изменений, эта сефира относительно стабильна по сути и по форме. Она вбирает в себя все энергии Древа и передает в материю. Символизирует ее, естественно, Земля.
Помимо этого, есть незримый сфирот, Даат, не входящий в стандартную нумерацию, — «Невидимый сфирот ДААТ — ключи знания. (Вулкан, Хирон)».
В соответствии с книгой Зоар, каждая сфера содержит в себе ещё десять сфер, и так до бесконечности. Выше первой сферы — кетер — существует бесконечный свет Творца (אור אינסוף), также называемый простым светом (אור פשוט). Имя Бога на этом уровне — «Ацмуто Итбарах». Бесконечный свет свободно проходит через сферы кетер, хохма и доходит до трех верхних сфер («гимель ришонот»), содержащихся в бине. На этом уровне существует вечное, ничем не омрачимое совершенство. Бина также называется раем. Ниже гимель ришонот бины проходит узкая струйка света, которая, многократно сократившись, доходит до нижней сферы — малхут. Самая нижняя часть малхут является нашим материальным миром. Возвышаясь, душа человека может дойти до гимель ришонот бины, но выше этого уровня можно будет пройти только после «окончательного исправления» мира (гмар тикун).
Древо жизни делится на правую, левую и среднюю части. Сферы правой части — хохма, хесед и нецах — символизируют свойство давать (которое считается мужским), а сферы левой части — бина, гвура и ход — символизируют желание получать, считающееся женским. Также правую часть связывают со светом (кдуша), а левую со тьмой (тума) и темными силами (ситра ахра). В каббалистических источниках рассказывается легенда о том, что Творец сотворил правые силы — хесед, который представляет собой абсолютную милость — способность простить даже самое тяжкое согрешение, и сотворил левые силы — гвуру, которая символизирует смертный приговор (гзира) за любую провинность. Увидев, что правые и левые не могут существовать сами по себе, Он сотворил «среднюю линию» (кав ха-эмца) — сферы, изображенные на древе посередине, символизирующие баланс между отдачей и получением. Средняя линия также называется Исраэль. Сферы, изображенные на древе на одном уровне, являются примерно равными по силе, но правая немного сильнее левой. Правые силы созданы, чтобы дать нам радость, а левые — чтобы ускорить процесс нашего развития («преобразование материала» — המרת החומר).
Каждая сфера проявляет мужские свойства по отношению к нижележащей, и женские — по отношению к вышележащей сфере (правое считается немного более высоким, чем левое). Взаимоотношения между двумя сферами называются «зивуг» (досл. спаривание). Самая нижняя сфера — малхут — обладает исключительно женским характером (только получает). В книге «Шлавей сулам» малхут сравнивается с луной, потому что она так же, как и луна, не имеет собственного свечения, а может только светить отраженным светом.
Есть соответствие между сферами и шестью возможными направлениями: север — гвура, юг — хесед, восток — тиферет, запад — малхут, вверх — нецах, вниз — ход.
Каждой из семи нижних сфирот соответствует личность из Танаха, семь личностей зовутся также «семь пастухов»(по порядку): Авраам, Ицхак, Иаков, Моше, Аарон, Иосиф, Давид. В праздник Суккот, продолжающийся семь дней, каждый день соответствует одному из «пастухов».
Происхождение символа «дерево сефирот»
Будучи знакомым, с каббалой довольно сложно предположить, что ее еврейские адепты могли сами придумать такой сложный символ как «дерево сефирот». Сомневаться в этом заставляет тот очевидный факт, что по своей сути каббала не самостоятельная оккультная традиция, а лишь ее фальсификация. Именно поэтому в ней фактически отсутствует собственная оригинальная символика. Нехватка символов породила такое позорное явление как «иудаизацию» - придумывание «ивритского» происхождения для любой наиболее значимой оккультной символики. Начиная со знаменитой формулы «abracadabra» и заканчивая «деревом сефирот».
Попытка «стянуть» понравившийся символ, объявив его своим изобретением, обычно сопровождается искажением формы символа с добавлением некоторых новых элементов. Поэтому в изображении наиболее популярного сейчас в западной магии «дерева сефирот» (рис. 1) узнать символ ставший его прототипом (с которого и срисовали знаменитое каббалистическое дерево) фактически невозможно. Если только не сравнить его с более ранним вариантом (рис.2):
Впервые изображение этого «дерева сефирот» появилось на титульном листе каббалистической книги «Portae Lucis» изданной в 1516. Это латинский перевод рукописи "Шаарей Ора" (Врата света) Иосифа Гикатиллы (1248--1323) написанной им предположительно в 1290 году. Гравюра служащая титульным листом (рис. 2), как и перевод, сделаны неким Паулюсом Ричиусом (Paulus Ricius ум. 1541).
Именно это изображение, судя по расположению сефирот и их связей, и есть самый первый вариант знаменитого каббалистического дерева. Это можно утверждать, поскольку данный рисунок наиболее близок к символу прототипу, узнать в котором пифагорейский тетрактис (рис. 3) не представляет особой сложности. На рисунке хорошо видно, что система «путей» первых шести сфер полностью соответствует связям точек тетрактиса. Особенно если поместить (как на чертеже) шестую сферу на то место где начинается разветвление линий. Еще одно стопроцентное совпадение - число линий соединяющих между собой последние четыре сферы (7, 8, 9 и 10). Их три в тетрактисе и столько же на «дереве». Кроме того, общее число «каббалистических путей» и линий тетрактиса одинаковое – восемнадцать.
Понять, почему в качестве прототипа был использован именно тетрактис не сложно. Во-первых, это логично. Идея сефирот как чисел еврейскими каббалистами заимствована именно у пифагорейцев. Во-вторых, согласно учению пифагорейцев именно в тетрактисе заключен тайный смысл декады – совершенного числа составляющего сумму первых четырех чисел:
1+2+3+4=10
Обычная, так сказать – классическая каббалистическая подделка (рис. 4), в которой точки тетрактиса заменены буквами иврита, которые образуют уже тетраграмматон. Четырех буквенное имя еврейского бога Яхве (IHVH).
Осталось выяснить только одно. Почему точки тетрактиса были сдвинуты именно таким образом, а не иначе. И здесь начинается самое интересное. Автор гравюры как уже было сказано Паулюс Ричиус. Крещеный еврей (Paulus Israelita) приняв христианство, он оспаривал аргументы евреев, против его новой религии опираясь при этом на своеобразно излагаемую каббалу. Он как и Пико Делла Мирандола (1463-1494) находил доказательства христианских догматов в каббале. Собственно это все и объясняет:
Первые пять сфер (сефирот) образуют треугольник – символическое изображение Троицы. Остальные пять – латинский крест. Эти две фигуры составленные из точек пифагорейского тетрактиса и составляют всю «оригинальную» структуру каббалистического «дерева сефирот». И здесь нельзя не оценить своеобразную шутку автора гравюры – еврейский каббалист держит в руках распятие (по сути) и размышляет о свойствах сефирот и соответственно христианской Троицы
далее