Rota Taro Orat Tora ArtO..............Артридер - Искусство Читать, Читать в широком смысле этого слова,Читать Книгу, Пространство, Душу, Тайнопись Природы и мотивацию Человека. ----------- И в лужах отражается Небо

АвторСообщение
администратор




Сообщение: 2213
Зарегистрирован: 10.09.07
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.03.16 12:11. Заголовок: Рационализм, эмпиризм, иррационализм


Одно из самых известных делений философов и вообще людей — на рационалистов, эмпириков и иррационалистов.
Слово “РАЦИОНАЛИЗМ” происходит от французского “rationalisme”, которое в свою очередь происходит от латинского “rationalis”, а последнее от латинского же “ratio”. Одно из основных значений слова “ratio” — разум. Соответственно рационализм часто понимают как концепцию, утверждающую верховенство разума в жизни человека. А иррационализм методом от противного рассматривается как концепция, отвергающая верховенство разума в жизни человека. Кто же прав?

Кажется очевидным непререкаемый авторитет разума и, напротив, странным, почему люди, философы вновь и вновь атакуют разум, отвергают его притязания на верховенство и т. д. и т. п.

В том, что разум управляет человеком, его поведением, есть ПРОТИВОРЕЧИЕ. С одной стороны понятно, что в разуме сосредоточены основные нити управления человеческим поведением. Но, с другой, как может “часть” (а разум лишь “часть” человека, пусть главная, но всё же “часть”) управлять, “вертеть” целым?

Да, действительно, разум лишь ”часть”, но такая, которая делает целое целым. Разум — интегральное “свойство” человека, делающее его целым, т. е. он в известном смысле и часть, и целое, является связующим звеном между “частями” человека и человеком как целым.

Рационалисты любят декартовское “я мыслю, следовательно, существую”. Иррационалистам ближе шекспировские слова: “есть много, друг Гораций, на свете такого, что и не снилось нашим мудрецам”.
Рационалисты акцентируют внимание на верховенстве разума, а ИРРАЦИОНАЛИСТЫ — на его ограниченности, на том, что разум меньше самого человека, меньше жизни, и поэтому не может быть верховным руководителем жизни.

("Если допустить, что жизнь может управляться разумом — то уничтожится сама возможность жизни" — Лев Толстой. «Жизнь надо любить прежде логики» — Ф. М. Достоевский (Иван Карамазов. «Братья Карамазовы»).
В фильме Григория Любомирова «Русский крест» (2009 г.), прославляющем православных священнослужителей, монах-схимник Епифаний говорит: «А в жизни ум не главное… Главное, веру б не потерять. Я вон в скиту своем, ну, одной верой жил. А ум мне и не понадобился. Одной верой жил… Ну Бог мне по вере моей-то отпускал»).

И те и другие правы по-своему. Истина, как всегда, где-то посередине. Человек, с одной стороны, старается руководствоваться в своем поведении доводами разума, а, с другой, ведет себя порой как существо ВНЕразумное, лишенное разума, а то и просто безумное, как чувствующее, наслаждающееся или страдающее, как волящее или безвольное и т. д.

(Некоторые люди на полном серьезе утверждают, что они живут чувствами. Диана, принцесса Уэльская, незадолго до своей смерти сказала буквально следующее: “Я живу чувствами, а не разумом”).

Различие между рационализмом и иррационализмом не только в их отношении к разуму. Они — это логика и интуиция, рассудочность и алогизм, возведенные в ранг философской концепции или сознательно принятые в качестве методологических установок, парадигм.
Рационалисты склонны к порядку, любят его и абсолютизируют его. Соответственно они абсолютизируют знание, всё непознанное пытаются истолковать с позиций познанного, наличного знания.

Иррационалисты, наоборот, не любят обычный порядок вещей, склонны к беспорядку, готовы допустить все, что угодно. Иррационалисты — это любители парадоксов, загадок, мистики и т. п. Они абсолютизируют незнание, сферу неизведанного, непознанного, тайну.

Можно различать УМЕРЕННЫЙ И КРАЙНИЙ РАЦИОНАЛИЗМ, УМЕРЕННЫЙ И КРАЙНИЙ ИРРАЦИОНАЛИЗМ.
Умеренный рационализм достаточно самокритично относится к себе (пример: критический рационализм К. Поппера), отвергает чисто рассудочный, чисто логический подход к оценке явлений мира.
Крайний рационализм рассудочен, до омерзения логичен, расчетлив как вычислительная машина, выступает в таких мировоззренческих установках как лапласовский детерминизм, механицизм, технократизм.

Умеренный иррационализм делает упор на эмоциональность, неповторимость, индивидуальность, пренебрежительно относится к логике, любит парадоксы и загадки (пример: философия С.Кьеркегора, экзистенциализм). В искусстве он выступает в форме абсурдизма, сюрреализма…
Крайний иррационализм обычно выступает в форме мистицизма. Для него всё тайна, всё чудо, возможно любое нарушение порядка (законов, правил, естественного хода событий, жизни и т. п.). Мистицизм бывает религиозным и нерелигиозным или полурелигиозным.

ЭМПИРИЗМ (от греч. empeiria — опыт) — абсолютизация опыта, промежуточного (между логикой и интуицией) способа мышления, вероятностного подхода. Он выступает в двух формах: сенсуализма и прагматизма. Сенсуалистический эмпиризм акцентирует внимание на чувственном опыте (sensus — чувство, ощущение), чувственном познании. Прагматический эмпиризм акцентирует внимание на двигательной активности человека, на физических-практических действиях, приводящих к успеху. Сенсуализм пассивен, созерцателен; прагматизм активен, деятелен.

Эмпиризм занимает промежуточное положение между рационализмом и иррационализмом. Это видно из следующего.

Первое. Ясно, что между рационализмом и иррационализмом более глубокое различие, чем между рационализмом и эмпиризмом. И если располагать указанные философские-методологические позиции-установки в один ряд, то рационализм и иррационализм будут крайними членами этого ряда, а эмпиризм — средним членом.

Второе. На промежуточный характер эмпиризма указывает и то, что он может тяготеть к рационализму, быть, так сказать, рационалистическим и к иррационализму, быть иррационалистическим. Т.Гоббс и Д.Локк были философами-эмпириками рационалистического толка, а вот Дж.Беркли - философом-эмпириком иррационалистического толка.

Третье. Эмпирики отвергают крайности рационализма и иррационализма. Они достаточно скромно оценивают и рассудочную, дедуктивную логику, и интуицию, фантазию. Вспомним, как Ф. Бэкон, эмпирически ориентированный философ, выступал против дедуктивной логики Аристотеля. Органону Аристотеля он противопоставил свой “Новый Органон”, в котором пытался обосновать универсальное значение индукции как научного метода. С другой стороны, эмпирики не жалуют интуицию (догадку, фантазию, воображение). Они выступают против мистицизма.

Это, кстати, не исключает "дружбы" крайнего эмпиризма с мистицизмом. Вот что, например, писал Ф. Энгельс о плоском эмпиризме биолога Уоллеса и химика Крукса: «Но довольно. Мы здесь наглядно убедились, каков самый верный путь от естествознания к мистицизму. Это не безудержное теоретизирование натурфилософов, а САМАЯ ПЛОСКАЯ ЭМПИРИЯ, ПРЕЗИРАЮЩАЯ ВСЯКУЮ ТЕОРИЮ И ОТНОСЯЩАЯСЯ С НЕДОВЕРИЕМ КО ВСЯКОМУ МЫШЛЕНИЮ (выделено мной — Л.Б.). Существование духов доказывается не на основании априорной необходимости, а на основании эмпирических наблюдений господ Уоллеса, Крукса и компании. Так как мы доверяем спектрально-аналитическим наблюдениям Крукса, приведшим к открытию металла таллия, или же богатым зоологическим открытиям Уоллеса на островах Малайского архипелага, то от нас требуют того же самого доверия к спиритическим опытам и открытиям обоих этих ученых. А когда мы заявляем, что здесь есть все-таки маленькая разница, а именно, что открытия первого рода мы можем проверить, второго же не можем, то духовидцы отвечают нам, что это неверно и что они готовы дать нам возможность проверить и спиритические явления». (Энгельс Ф. Диалектика природы. М., 1982. С. 41-42).

Вообще эмпирики слишком скромно оценивают человеческое мышление и разум, в частности. Эмпирики-сенсуалисты отдают предпочтение чувственному опыту. Их наиболее яркий представитель — Д. Локк — утверждал: “Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах”. Вдумайтесь в эти слова: какое, в сущности, уничижение разума! (Зачем тогда разум, если в нем нет ничего, чего не было бы в чувствах?)
Эмпирики прагматического направления отдают предпочтение действию, практическому опыту.

Такая скромная оценка мышления и разума вполне корреспондируется с вероятностным характером эмпирического мышления. Ведь на основе опыта можно получить только вероятные выводы. В этом случае нет места ни дедукции, ни интуиции. А где нет дедукции и интуиции, там нет и Разума как высшей способности мышления, объединяющей то и другое. Да и о мышлении в целом приходится говорить как о некоторой условности, как о каком-то непонятном довеске к чувственности. В самом деле, что такое мышление без Разума, т. е. без Силы и Глубины?! Да и вообще, возможно ли мышление без взаимодействия (в широком смысле) логики и интуиции?!

Можно различать крайних и умеренных эмпириков. Крайние эмпирики стоят на позиции, что существует только то, что можно потрогать и пощупать. «Что в руки взять нельзя — того для вас и нет» (Гёте) — вот их кредо. По их мнению, опыт является единственным источником знания. Крайний эмпиризм называют еще ползучим эмпиризмом. Он ползает по частным случаям и не пытается оторваться от них, т. е. не пытается обобщать. Ползучий эмпиризм летать не способен.

Умеренный эмпиризм на словах за опыт как источник знаний, а на деле вынужден в какой-то мере учитывать то, что лежит за пределами опыта.
Умеренные эмпирики — как птицы с подрезанными крыльями или как курицы, которые так тяжелы, что могут только вспархивать, но не летать.

————————————————————
Выше (справа) приводится СХЕМА СООТНОШЕНИЯ РАЦИОНАЛИЗМА, ЭМПИРИЗМА, ИРРАЦИОНАЛИЗМА И “РАЗУМИЗМА”.
Она аналогична структурной схеме мышления (см. выше слева). Это позволяет не просто говорить о различии или противоположности указанных подходов, а классифицировать их, уточнить их место и роль в человеческой культуре.
Из схемы можно видеть, что наиболее сбалансированная позиция — это позиция “РАЗУМИЗМА”. Она охватывает все типы мышления (логику, интуицию, вероятностное мышление) и избегает крайностей-односторонностей рационализма, иррационализма, эмпиризма. Термин “рационализм” не подходит для обозначения указанной позиции, так как по-русски он может пониматься и как “разумизм”, и как “рассудизм”. Эта неопределенность в понимании термина создает постоянную опасность истолкования его в одностороннем смысле (как “рассудизм”). Это — во-первых.

Во-вторых, односторонность рационализма как бы продуцируется-задается фактом существования противоположной позиции — иррационализма. Спор между рационализмом и иррационализмом — это, в сущности, ситуация позиционного конфликта, как в суде: между обвинением и защитой. Соответственно, как и в суде, должен быть верховный арбитр между рационализмом и иррационализмом. Им не может быть рационализм, поскольку он сам — одна из спорящих сторон.

(К. Поппер попытался преодолеть односторонность рационализма и иррационализма в концепции критического рационализма и это получилось у него в общем-то неплохо. Неудачно только название концепции. Критический, да еще рационализм! Поппер не учел того, что выражение “критический рационализм” довольно-таки неопределенно, допускает разные толкования, не только то, которое он дал. Например, “критический рационализм” можно понимать как признание критики главенствующим способом мышления. Или его можно понимать как рационализм, критикующий всё, что не является рационализмом. И т. д., и т. п.)

Материал взят из книги: Л.Е.Балашов. Что такое философия?

Рай,в глазах Видящего. Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 4 [только новые]





Сообщение: 21
Зарегистрирован: 17.02.16
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.03.16 16:32. Заголовок: Симон, спасибо, очен..


Симон, спасибо, очень своевременный для меня пост, сегодня утром задавалась этим вопросом.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 2214
Зарегистрирован: 10.09.07
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.03.16 19:28. Заголовок: ага, попробую по св..


ага, попробую по своему о том же, добавить к философской точке отсчета, еще две других:

1.
Деление людей по сканеру "mens-sens" (я для себя называю психологической точкой отсчета для диалектики восприятия людей)

mens:
Это те, кого Кастанеда называл "рассудочным типом", люди с тусклым, но ровным свечением, рациональные, часто занудные, последовательные, сдержанные на эмоции, использующие чаще левое (логическое) полушарие мозга, склонные для опоры на научную картину себя и мировосприятия, предпочитающие теорию для ума (инструкцию) и практику для тела. (полезные упражнения)
В голове таких людей часто живут "крокодилы" (ментальные зажимы не дающие свободно проявлять эмоцию , это по Авессалому Подводному)


2 "sens"
Карлос называет их "самопоглощенными", эмоциональные, вспыльчивые, непоследовательные, использующими правое образное полушарие мозга, чаще чем "рассудочники", люди использующие картину мира созданную искусствами, часто имеют ограниченный но спонтанный набор эмоциональных реакций.
В голове таких людей часто живут "тараканы" (устойчивые эмоциональные шаблоны отклоняющие от практичного здравого смысла)
Люди предпочитают практику для ума (творчество) и теоретику для тела (виртуальные похудения, фантазийное отмщение обидчику....)


2. Магическая или Мифологическая точка отсчета.
"сатурианцы" и "юпитерианцы":

Сатурианцы (левосторонний спин энергии) в разной степени презирают жизнь, во многих ее формах, невидят смысл в рождении детей в накоплении средств в заботах о хлебе насущном, бессмысленность потуг человеческого социума кажется им убиственной, бывает из них, получаются торквемады-богоборцы, бывает писатели скептики, писатели циники, поэты мрачные пьяницы и иногда бунтари, описывающие смерть чаще чем жизнь, ну для примера Хамингуэй, Пилевин, Есенин...
Они часто правдолюбцы, духоборцы, критики....

На левой стороне нашего воспринимающего кокона (формы=ум+тело) "живут" множество темных существ потусторонего мира, состояние "безжалости" это пребывание на своей левой стороне, там мертвый воин который лишен страха но и лишен желания что либо предпринимать в жизни.
Когда я ходил туда, жена и дочь уехали отдыхать, мне как более юпитерианцу пришлось очень долго востанавливать равновесие, я поднял через "мертвого бестрашного" такую тонну страхов в своем обыденном восприятии себя-мира, о которой и не подозревал.

Каждый человек использует обе половины, даже самые ярые сатурианцы испытывают жизненые подьемы и радость бытия, а крайние юпитерианцы бывает впадают в депресии и пессимизм....но преобладающую в человеке энергию всегда можно увидить-ухватить.


Юпитерианцы (правосторонний спин энергии)
Они любят многочисленные проявления жизни, думы о бесмыслености существования и смерти, словно сдувают их энергию, поэтому часто они используют излишний пафос, миролюбие "ребята давайте жить дружно", часто выглядят важными дураками в глазах сатурнианцев.
Они допускают существование многих форм правды, развитые юпитерианцы хорощие священники, поэты лирики, юмор их заряжает и редко скатывается до черного юмора, на стороне юпитерианцев "живет" жалость к себе и некоторая часть важности.
Юпитерианцу важна обратная связь с другими людьми он от нее заряжается...



Эмпиризм
(среднее между рацио-сатурна и нерацио-юпитера)

Опыт- эмпиризм для сатурианца-юпитерианца и для рассудочника и самопоглощенца различен в том что одни опираются на поиск смысла (или бессмысленность бытия)
другие на состояние-настроение (тела и эмоциональной, образной сферы ума) отсюда и такие разные взгляды на одни и те же крупицы опыта и такие разные описательные конструкции и образы.

Юпитерианские песни (условно)
http://www.youtube.com/watch?v=vNYtmYO4u2Q
http://www.youtube.com/watch?v=GOXamp5ed4E
Сатурианские
http://www.youtube.com/watch?v=i7dm04Rs1Tg
http://www.youtube.com/watch?v=RdFL62lwRuw



Хороший "юпитерианский" сериал рекомендую
Новая жизнь



Рай,в глазах Видящего. Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 2251
Зарегистрирован: 10.09.07
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.03.16 02:52. Заголовок: вот брат ценитель са..


вот брат ценитель сатурна на своем форуме синхронит:



Рай,в глазах Видящего. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 1686
Зарегистрирован: 07.01.14
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.03.16 13:10. Заголовок: http://www.youtube.c..




Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 2
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет