Создавать впечатление о том, как обстаяли дела на "внутренней земле" (эзотерра) в древней Греции буду по отрывкам из пищущих греков.
вот Источник Орфей из Либетр Фракийских (город у подножия Пиерин),
сын Эагра и Каллиопы (а Эагр был потомок Атланта в пятом колене через Алкиону, одну из дочерей его). Родился за 11 поколении до Троянской войны и, как сообщают, был учеником Лина; прожил 9 поколений, а по словам других, 11. Написал «
Триагмы» (их приписывают трагику Иону),
куда входит так называемая
«Поэма о священных одеждах»;
«Космические зоны»;
«Храмострой»;
«Священные сказания» в 24 рапсодиях (их приписывают: одни — Теогнету Фессалийскому, другие — Керкопу-пифагорейцу);
«Прорицания», которые приписывают Ономакриту;
«Посвящения в таинства» (их также приписывают Ономакриту);
<«О камнях»>, куда входит поэма о резьбе по камню, озаглавленная «Восьмидесятикаменник»;
«Благодарственные жертвоприношения за спасение»
(их приписывают Тимоклу из Сиракуз или Персину из Милета);
«Кратеры» (приписывают Зопиру);
«Возведения на престол Великой Матери» и
«Вакхические обряды» (их приписывают Никию из Элей);
«Нисхождение в Аид» (приписывают Геродику из Перинфа);
«Покров» и «Сеть» (также Зопиру из Гераклеи, а другие — Бротину);
«Ономастикон» — 1200 стихов;
«Теогонию»— 1200 стихов;
«Астрономию»,
«Гадание на песке»,
«О жертвоприношениях»,
«О жертво-приношении яиц» или «Гадание по яйцам» эпическим размером,
«О препоясании [свя-щенным поясом]»,
«Гимны», «О Корибантах» и «Физику», которую приписывают Бротину.
Даже названия книг впечатляют
АЛКЕЙ: Орфей насиловал судьбу,
Убеждая людей, рожденных на свет, смерти бежать.
О если бы он был искушенно-мудрым во всем
и отличался крепким умом!
Глупец! Вопреки мойре Зевса даже волосы не падают с головы.
Очень понятная позиция, сейчас таких Алкеев тоже не мало и завтра так будет, покуда это озвучка одной из двух половинок Человеческого существа, наиболее озвучиваемая половинка, "каноническая" (две половинки некоторые именуют так: Законник и Поэт) ЭСХИЛ Агамемнон Язык твой — язык Орфея наоборот:
Тот водил за собой все, вызывая радость своим голосом. . .
ГЕРОДОТ Я думаю, что Гесиод и Гомер старше меня по времени на четыреста лет и никак не более. Именно они сочинили эллинам теогонию [родословие богов], дали богам прозвища, разделили между ними почести и умения и показали их образы. А поэты, которые якобы жили раньше этих мужей, по-моему, жили после них. Причем. . . последнее утверждение — касательно Гесиода и Гомера — принадлежит мне самому.
ЕВРИПИД Будь у меня язык и песнь Орфея,
Чтобы, заворожив дочь Деметры или ее супруга
Гимнами, взять тебя из Аида,
Я бы спустился. . .
Я и с помощью Музы
Воспарял ввысь, и
Премного учений изведал,
Но ничего сильней Необходимости (Ананкэ)
Не нашел, ни какое-либо зелье
На фракийских дощечках, которые
Начертала Орфеева
Речь, ни те зелья, которые дал Асклепиадам Феб,
Накрошив их для многострадальных смертных.
Теперь кичись, не ешь мяса,
Выставляй напоказ свой хлеб и, повинуясь Орфею,
Предавайся вакхованью, чтя пустословие [букв, «дым»] множества писаний.
. . .Возле средней мачты
Скорбную азийскую песнь
Пела фракийская кифара Орфея,
Всплескам длинных весел
Повеления напевая, то ускорить
Плавание, то дать отдых еловой лопасти.
ПСЕВДО-ЕВРИПИД. Факелы сокровенных мистерий
Открыл [тебе] Орфей, двоюродный брат покойного [Реса],
Которого убила ты, а Мусея — твоего
Честного гражданина, достигшего исключительных высот,
Воспитали Феб да мы, сестры[= Музы].
АРИСТОФАН. Орфей обучил нас посвящениям в таинства и воздержанию от убийств
Мусей — исцелениям от болезней и прорицаниям.
АРИСТОФАН Сначала были Хаос и Ночь, да черный Эреб [Мрак], да Тартар широкий,
И не было ни Земли, ни Воздуха, ни Неба.
В беспредельном лоне Эреба
Чернокрылая Ночь перво-наперво рождает яйцо, что ветром надуло.
Из него по истечении времени вылупился полный вожделения Эрос
Со сверкающими крыльями на спине, подобный быстрым, как ветер, вихрям.
Совокупившись с крылатым ночным Хаосом в широком Тартаре,
Он высидел наш род и впервые вывел его на свет.
Прежде чем Эрос все соединил (~совокупил), не было рода бессмертных.
Когда же одно соединилось (~совокупилось) с другим, родились Небо,
Океан, Земля и нетленный род всех блаженных богов.
ТИМОФЕЙ Изощренный в музыке Орфей первым
Создал лиру, сын Каллиопы из Пиерии,
а Терпандр надесять Перестроил музыку в песнях.
ГИППИЙ [фр. 86 В 6] у Климента Алекс. Строматы Из того, что я буду сводить вместе одно, пожалуй,
сказано у Орфея, другое — у Мусея, третье — у Гесиода, четвертое — у Гомера,
но вкратце и вразброс.
ПЛАТОН. Пир Орфея, сына Эагра, боги отослали из Аида ни с чем: они показали ему призрак жены, за которой тот пришел, а саму ее не дали, ибо он производил впечатление неженки, этот кифаред, и не отважился умереть ради любви, как Алкестида, но исхитрился войти в Аид живым. За это они наложили на него на-казание и устроили так, чтобы он принял смерть от рук женщин.
ПЛАТОН. ИОН, Поэты «одержимы» Музой, как металлические кольца магнитом. А от этих первых колец — поэтов — зависят — кто от кого — и черпают вдохновение другие: одни от Орфея, другие от Мусея, а большинство одержимо Гомером, т. е. он их держит.
ИСОКРАТ Поэты наговорили о самих богах таких россказней, каких и о врагах никто не посмел бы рассказывать. Они возвели на них хулу не только в воровстве, прелюбодеяниях и холопстве у людей, но и наплели небылиц, будто они пожирали детей, оскопляли отцов, заключали в оковы матерей и совершали множество других беззаконий. За это они не понесли достойного наказания, но и безнаказанными не ускользнули: одни. . . [Гомер, Гесиод], а Орфей, который больше всех подвизался в этих россказнях, окончил жизнь растерзанный на части.
ЭФОР у Диодора Сицилийского, Некоторые, в том числе Эфор, сообщают, что идейские Дактили родились на Иде Фригийской и вместе с Мигдоном перешли в Европу. Они были колдунами, подвизались в заклинаниях, обрядах посвящения и мистериях, и во время своего пребывания в Самофракии приводили этим в немалое изумление местных жителей. В это самое время Орфей, одаренный замечательными природными способностями к поэзии и пению, сделался их учеником и впервые ввел у эллинов посвящения в мистерии.
ТЕОФРАСТ. Характеры, Стоит ему [суеверному] увидеть сон, как он отправляется к снотолкователям, к провидцам, к птицегадателям, чтобы спросить, какому богу или богине следует молиться, и каждый месяц ходит вместе с женой (а если жене недосуг — то с нянькой) и с детьми к орфеотелестам, чтобы посвятиться в таинства.